Стельмах Оксана Вениаминовна, музыкальный руководитель.

семинар Коммуникативные игры -танцы на русские народные мелодии в музыкальной деятельности дошкольников

Музыкально - коммуникативные игры-танцы на русские народные мелодии в музыкальной деятельности дошкольников

Развитие коммуникативных навыков в детском саду - беспрерывный процесс. Он продолжается и на музыкальных занятиях, где дети учатся передавать эмоции с помощью речевых и неречевых (мимика, жесты, поза, пантомима, танец, инструментальная импровизация) средств.

Можно выделить несколько проблемных форм самовыражения, которые мешает течению образовательного процесса:

- агрессивное поведение: крикливость, драчливость, грубость – свидетельство эмоциональной напряжённости ребенка,

- обидчивость, выражающаяся в болезненных переживаниях, если не выбирали, проигнорировали,

- застенчивость, которая выражается в неуверенности, робости, тревожном состоянии, напряжении, страхе перед сверстниками,

- демонстративность, являющаяся устойчивой особенностью личности.

Эти негативные формы характеризуются невниманием к другим детям и неспособностью понимать чувства другого человека.

Коммуникативные игры направлены на формирование позитивного отношения друг к другу, на умение владеть своими чувствами, сопереживать другим, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать.

Коммуникативные игры предполагают следующие условия:

- учитывать индивидуальные особенности личности каждого ребенка,

- принятие любого выбора ребенка,

- желание педагога играть вместе с детьми,

- доброжелательное отношение к воспитанникам,

- умение педагога идти от потребностей ребенка,

- способность к импровизации, в зависимости от обстоятельств,

- поощрять инициативу детей, когда дети могут отказаться от запланированной деятельности и высказать другое предложение.

В коммуникативных играх исключается момент сравнения и соревнования, чтобы не спровоцировать у детей такие качества, как конкурентность или демонстративность. Детей не принуждают к игре, чтобы не вызвать негативных эмоциональных реакций. Важно, чтобы коммуникативная игра была вариативна. Текст игры не требует предварительного разучивания и запоминается в процессе многократного повторения.

Несколько примеров музыкальных коммуникативных игр для младших дошкольников

ИГРА «ТИХО-ГРОМКО»

Цель: Развитие динамического слуха, реакции, внимания.

Оборудование: Диск с музыкой. В усложненном варианте – колокольчики, палочки, погремушки…

Ход игры: Дети располагаются свободно по залу.

Музыка А (громкая) – Дети громко хлопают в ладоши и прыгают или выполняют пружиночку.

Музыка Б (тихая) – Дети приседают, хлопают в ладоши тихонько.

При варианте усложнения вместо хлопков можно использовать колокольчики, палочки или погремушки.

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗОНТИК»

Цель: Установление контакта между детьми, создание раскрепощенной атмосферы и доверия.

Оборудование: Диск с музыкой, маленький зонтик.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Под музыку начинают передавать друг другу зонтик. Тот ребенок, на ком закончится музыка, должен выполнить задание.

1. Прыгать с зонтиком;

2. Кружиться с зонтиком;

3. Приседать с зонтиком.

ИГРА «ФЛАЖОК»

Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Слова:

Дети встали в кружок, увидали флажок,

Кому дать, кому дать,

Кому флаг передать?

Выйди, Саша в кружок,

Возьми Саша флажок.

Всем ребятам помаши

И обратно положи.

Ход игры: дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Воспитатель с детьми идет по кругу и произносит текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет на место. Затем игра продолжается.

ИГРА «ВЕСЕЛЫЙ БУБЕН»

Эта игра легче проходит с детьми средней группы, или в младшей группе во второй половине учебного года.

Дети передают бубен по кругу друг другу. У кого бубен оказался в конце песенки, тот встает или выходит с бубном на середину круга, играет на бубне, а все поддерживают и хлопают.

Слова:

Ты катись веселый бубен

Быстро, быстро по рукам,

У кого остановился,

Тот сейчас сыграет нам.

Игра учит взаимодействовать друг с другом, поддерживать выступающего ребенка и развивает выдержку.

Коммуникативная игра направлена на воспитание положительных черт личности: доброты, отзывчивости, смелости, доброжелательности, коммуникабельности. Игры можно использовать в любых режимных процессах, на любых занятиях, во время прогулки, досуговой, игровой деятельности, в группе и индивидуально.

В своей практике я часто использую коммуникативные игры в начале занятия, когда мы с детьми приветствуем друг друга и в конце.

16 ноября 2021 в 14:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.