Стельмах Оксана Вениаминовна, музыкальный руководитель.

консультация

Консультация «Место фольклора в физическом воспитании»

Фольклор – это, народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями русского народного творчества. Народ назвал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.

Детский фольклор – это целый мир, наполненный жизненной силой и красотой. Когда малыш приходит в детский сад он уже понимает речь, узнает близких, поэтому мы забавляем их песенками и короткими стишками. Их назначение вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки, стишки и стихи к первым шагам с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток, песенок и стихов, затем сказки.

Мы знаем, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность.

Для начала изучив основную общеразвивающую программу дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и др. соотнесли, потешки, заклички, стишки с основными движениями, рекомендованными программой. Затем составили перспективный план, вставив подготовленное фольклорное сопровождение упражнений. Использовались,народные сказки: «Курочка Ряба», «Теремок», «Маша и медведь», так и тематические занятия («В гости к елочке», «Путешествие в город мячей», «Котенька - коток», «Мамины помощники»).

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются непосредственно образовательная деятельность по реализации образовательной области «Физическая культура». Мотивы выполнения активных действий детей в НОД разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названием дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ также помогает качественнее выполнить основные движения. Например, ребенок идет твердым шагом - "волк идет", с гордой осанкой - "лиса - всему краса".

Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.

В этом случае решается еще одна образовательная задача – это речевая, обыгранная на занятиях сказка, или потешка, которая вызывает у детей положительные воспоминания, на занятиях по развитию речи воспринимается с радостью, дети пытаются повторить.

Введение сюжетных физкультурных занятий для детей 2-го-3-го года жизни позволяет безболезненно пройти период адаптации, дети с удовольствием идут в детский сад, каждое занятие физкультурой становится маленьким праздником. Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития – не только физического, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышение производительности в выполнении различных действий.

Движение- здоровье, движение-радость, движение- развитие. Через движение ребенок находит выход в своей неумолимой жажде познания, энергии, фантазии. Движение создают условия для создания интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению; словом движение- это жизнь ребенка, его стихия!

Современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статистическом положении (за столом, у телевизора, за компьютером, играют в тихие игры на полу.) Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются силы и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т. е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии.

Несущественные отклонения в состоянии здоровья могут быть причиной повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, сопротивляемости детского организма к воздействиям вредных факторов.

Одной из главных задач детского сада является подготовка детей к школе. Чтобы ребенок успешно учился, он должен быть физически здоров, т. к. развитие, приобретаемое в движении, касается не только двигательного аппарата, его мышц, связок, костей головного мозга, влияют на развитие умственных способностей ребенка. Следовательно, умственное и двигательное развитие- это два связанных друг с другом процесса.

Младший дошкольный возраст – это период совершенствования речевого аппарата. Многие дети имеют серьезные речевые нарушения, затрудняются в общении. Поэтому мы стараемся включать в подвижные игры как можно больше речитативов, стихотворений, скороговорок, считалок, потешек, имитации звуков характерных для насекомых, птиц, зверей. Ярким примером тому служат народные игры. В них часто сопровождаются неожиданные веселые моменты. В комплексе с другими воспитательными средствами народные игры представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. В своей работе я часто использую народные подвижные игр, которые составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Все сказанное выше свидетельствует о том, что с помощью подвижных игр можно решить поставленные задачи.

Итак, фольклор как эмоционально-образное средство воспитания поддерживает их интерес к физической культуре и к национальным традициям, вызывает у них радость и удовольствие, желание заниматься физическими упражнениями, т. е. непринужденно с пользой для здоровья подготовиться к новой для ребенка деятельности – учебной.

16 ноября 2021 в 13:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.