Стельмах Оксана Вениаминовна, музыкальный руководитель.

Консультация «Игра и организация жизни детей»

В «Программе воспитания в детском саду» есть раздел «Игра и организация жизни детей», в котором выделен подраздел «Самостоятельная художественная деятельность». Она объединяет

действия детей, связанные с разными видами искусства (рисованием, пением, чтением стихов и т. д.) каждое из которых имеет свое самостоятельное развитие.

Сформировать у детей представления обо всем многообразии жанров, видов, форм музыкального искусства и умение оценивать их по достоинству можно будет лишь тогда, когда они по собственной инициативе будут слушать музыку, петь, играть на музыкальныхинструментах, исполнять игры и пляски. Инициативность как качество личности неразрывно связана с самостоятельностью. Проявляя активность, дети сознательно усваивают знания, приобретают умения и могут самостоятельно применять их в своей деятельности. Известно, что склонность к музыкальной деятельности является важнейшим фактором музыкальной одаренности. Педагогам нужно ее «рассмотреть» в ребенке, строя процесс обучения так, чтобы дети понимали, почему к ним предъявляются те или иные требования, затем они должны их выполнять. С. Шоломович указывает, что в детских садах воспитатели иногда принимают за самостоятельную музыкальную деятельность некое ее подобие – подражание детей взрослым. Дети копируют их манеру исполнения песен, поведение в определенных ситуациях, но при этом не согласовывают свои действия ни с характером музыки, ни со средствами музыкальной выразительности. Особенно это очевидно, когда дети организуют тигры в «концерт»«музыкальное занятие». Конечно, в таких играх присутствуют некоторые элементы самостоятельной музыкальнойдеятельности: пение песен, проведение хороводной игры. Однако говорить о самостоятельности музыкальных проявлений можно только в том случае, если они сформированы на определенном качественном уровне.

Основным источником самостоятельной музыкальнойдеятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевают певческимимузыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность.

Широкий фоновый источник создают музыкальные впечатления от окружающей жизни, поскольку ребенок слушает радио, аудиозаписи, смотрит телепередачи, посещает с родителями детские спектакли, концерты, кинофильмы. Проводимые в детском саду праздники и вечера-развлечения также служат немаловажным источником самостоятельной музыкальной деятельности. Это яркие страницы жизни ребенка. Многие воспитатели отмечают, что сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.

Необходимое условие для формирования самостоятельной деятельности – создание определенной материальной развивающей средымузыкальных уголков, зон, студий и др. В таком уголке уже в средней группе должен быть набор технических средств: магнитофон или СД-плеер, диски, аудиозаписи, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и неозвученные, т. е. макеты, изготовленные воспитателями, кроме того различные пособия-самоделки для проведения дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради» по песенному репертуару, дирижерская палочка. Здесь же вывешивать и периодически менять портреты композиторов классиков, авторов музыки для детей. В младших группах необходимые пособия вносятся в игровую зону, так как у детей еще нет опыта музыкальной деятельности, они не могут исполнять музыку, а лишь играют в нее, включают ее элементы в сюжетно-ролевые игры. Это неваляшки, шарманки, кубики, органчики, колокольчики, шуршалки.

Дети рассматривают их, пытаются извлечь отдельные звуки или фиксированную мелодию. Пособия для старших детей, по определению Н. А. Ветлугиной, бывают двух видов: требующие участия взрослого – магнитофонные записи, СД, и технические (радио, телевизор, а также те, которыми ребенок может пользоваться самостоятельно (металлофоны, барабаны, бубенцы, трещотки, музыкально-дидактический материал, комплекты кукольных театров, элементы костюмов, фланелеграфы, ноты-самоделкисамодельные игрушки и т. д.)

Первые проявления самостоятельности возникают в различных видах детской музыкальной деятельности в условияхсамостоятельного детского музицирования.

Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.

Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей – «артистов», для своих товарищей _ «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр», выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках. Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления, дети сочиняют попевки, песенки, придумывают пляски. В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. В самостоятельной деятельности часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, барабанчиках, бубенцах, дудочках и т. п. Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, объединяясь по двое-трое, иногда по своей инициативе организуют «оркестр» и выбирают «дирижера». В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыкиВоспитатель по просьбе детей использует аудиозаписи, СД, и все вместе слушают вокальную,

инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств. Дети ярко проявляют стремление к самостоятельной музыкальнойдеятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практике. Все это позволяет им осуществлять потребность в самостоятельной музыкальной деятельности в своей повседневной деятельности.

Формы организации самостоятельной музыкальной деятельностидетей многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях. Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Игра – следующая форма организации самостоятельной деятельности. Это могут быть сюжетно-ролевые игры с эпизодическим самостоятельным применением детьми музыкального репертуара. Чаще всего в таких играх звучит песня. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы. Музыкально-дидактические игры привлекают детей возможностью действовать с игрушками и пособиями. Играя в «музыкальное лото», дети различают по тембру разные инструменты, узнают по содержанию картинки или исполненные знакомые песни. Переставляя матрешку по ступенькам «музыкальной лесенки», дети осваивают направление движения мелодии, расположение звуков, разных по высоте, воспроизводят тихое и громкое звучание разных инструментах.

Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальнойдеятельности. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но это не означает, что он представлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным:

Во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

Во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

В-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, определенной материальной среды (музыкальные уголки)

Воспитатель должен интересоваться каково музыкальное окружение ребенка в семье.

Посещение театра и кино также оставляет у детей сильное впечатление.

Прослушивание радио и телепередач, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности.

Просмотр выступлений воспитанников детских садов.

Роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей.

Основная линия поведения воспитателя в руководствемузыкальной самостоятельной деятельности – это его соучастие в ней.

Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т. д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторенни ли их интересы. К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а учитывая задачи воспитания на данныймомент, говорить: «поощрять детей»«содействовать»«стимулировать»«понаблюдать»«возбуждать интерес»«поправить ошибку»«спеть самой»«координировать взаимоотношения детей» м т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.

За общую постановку музыкальной самостоятельнойдеятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

19 октября 2021 в 11:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.