Стельмах Оксана Вениаминовна, музыкальный руководитель.
Консультация «Пойте детям перед сном»Интуитивно матери всех времён и народов используют пение протяжных и ласковых песен маленьким детям, как способ установления особого рода контакта с ребёнком. Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. И она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого человека – матери. Ритм колыбельной песни, обычно соотнесённый с ритмом дыхания и сердцебиения матери ребёнка, играет важную роль в их душевном единении. При такой внутренней настройке слова, образы песни проникают в глубину души малыша. Засыпая под пение матери, ребёнок постепенно начинает различать тональность слов, интонационный строй родной речи. Подрастая, он начинает понимать значение отдельных слов, а затем и простое содержание песни, что помогает ему овладеть речью. Особое значение в песнях уделено колыбели – первому собственному месту ребёнка в мире: «Висит колыбель на высоком крюку, Крюк золотой, ремни бархатные, Колечки витые, крюки золотые». В таких колыбельных утверждается высшая ценность занимаемого ребёнком места, потому что для полноценного психического развития ребёнку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире – самое хорошее, его мама – самая лучшая, а дом – самый родной. Во многих колыбельных грядущие годы младенца представляются чередой жизненных удач («Будешь в золоте ходить, злато-серебро носить»). Неужели в бедных крестьянских семьях матери на самом деле верили, что их чадо будет «парчовую шубу носить»? Оказывается, считалось, что слова, произнесённые над колыбелью, имеют силу заклинания, заговора. Поэтому часто в песнях звучала просьба матери избавить родное дитя: От всех скорбей, От всех пакостей, От зло-человека – Супостата… Своеобразный помощник матери в её неустанных заботах – домашний кот. С образом кота связан целый цикл колыбельных. Считалось, что любящий поспать кот может передать свои привычки ребёнку. Однако, хорошо зная строптивый нрав котов и кошек, матери в своих песнях за баюканье ребёнка сулили в награду коту и «кусочек пирога» и «туесочекмолочка», и другие подарки: Баю-баюшки-баю, Баю Верочку мою. Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать. Уж как я тебе коту, За работу заплачу: Дам кусочек пирога Да кувшин молока. Уж ты ешь, не кроши, Больше, котик, не проси! Часто с просьбой усыпить младенца матери обращаются к голубям – гулям. Они прилетают, воркуют, навевают сны, но, в отличие от кота, делают это бескорыстно. Самое важное в колыбельной песне –это материнская нежность, любовь, которая придаёт малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо – ему помогут, его не бросят. На этом глубинном чувстве защищённости, базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого. Как неоценимо важна такая уверенность для ребёнка, который войдёт в наш сложный, противоречивый и обманчивый мир! Пойте детям перед сном! Совсем не важно, каковы мамины или папины вокальные данные. Главное – ваша любовь. Пусть ваши дети тоже выучат колыбельные песни и поют своим игрушкам. Это им пригодится, когда они сами будут мамами и папами. Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, она 0 частица фольклора. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народное знание», «народная мудрость». Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, искусство народа, берет начало в колыбельной песне. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия – это душа музыки. Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям голоса в пении взрослого, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать содержание песен. Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающих его предметах, о животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, они учат добру. Но самое важное воспитательное влияние на ребенка оказывает сама материнская нежность, любовь, составляющая стихию колыбельных. Для полноценного развития ребенку необходимо чувствовать себя любимым, защищенным. Колыбельная песня, в которой мать с лаской обращается к малышу, восполняет его потребность в общении со взрослым, возникающую с первых дней жизни. У ребенка рождается ответное чувство привязанности к родному человеку, любовь к матери, близким. Название «колыбельная песня» произошло от слов колыбель, колебать (качать). В народном обиходе было и другое название колыбельных песен – байки, которое произошло от древнерусского глагола байкать (баюкать, качать, усыплять) или баять (говорить, сказывать, шептать). Байкой уговаривали ребенка скорее уснуть. Народные колыбельные существуют с древности. Они вбирают в себя интонационный строй музыкального языка каждого народа, мелодический словарь определенной эпохи. В содержании песен отражался уклад жизни. Взрослый выражал свои тревоги о ребенке, каждодневные заботы о том, чем накормить, как одеть. Вместе с тем наблюдается стремление повернуть к ребенку светлую сторону жизни, отсюда – пожелание счастья, благополучия, богатства, удачи. Колыбельные песни очень важны ребенку. Поэтому, пойте колыбельные своим детям! 19 октября 2021 в 11:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.