Стельмах Оксана Вениаминовна, музыкальный руководитель.

Консультация для родителей « В мире волшебных звуков»

 В мире волшебных звуков». Консультация для родителей

Что такое звук?

Звук – это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и человеческий.

Тихий и громкий звук никогда не спутаешь. Если внимательно прислушаться к звучанию человеческой речи, можно заметить, что она богата динамическими оттенками («динамика» в переводе с греческого означает «силовой, относящийся к силе»). Благодаря оттенкам, наша речь становится более красочной. Динамические оттенки в музыкальной речи – это своеобразные музыкальные краски, которые, раскрашивая мелодию в разные цвета, заставляют звучать её выразительно.

Сила любого звука составляет одну из важных его свойств, одну из особенностей.

В музыке имеются особые обозначения разных по силе звуков. Громкое звучание называется «Форте» (обозначается знаком F, тихое – «Пиано» (знак P, умеренно громко обозначается словом «Меццо-форте» (МF, внезапно громко – «Сфорцандо» (SF).

Кстати, от слияния двух слов: форте и пиано произошло название известного всем клавишного инструмента: фортепиано.

Вот несколько игровых заданий, развивающих у ребенка умение различать разные по силе звуки.

Читаем сказку.

Жил кот Василий. Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил.

Громко, настойчиво кушать просил.

Да чуть потише на печке храпел –

Вот вам и все, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой:

Будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

-Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут чуть погромче воскликнул кот: «Брысь!» -

И врассыпную они понеслись.

(А на самом деле, когда наш кот спал, происходило вот что)

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя съели хлебные корки,

котом чуть потише смеясь над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, внезапно громко чихнул,

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались.

Звуковысотный слух.

Звуки между собой различаются не только динамикой. Чтобы узнать еще об одной тайне звука, поиграйте с ребенком в игру -диалог. Представьте себе, что встретились два человека: один большой-большой, с низким голосом, а другой малюсенький, с тоненьким голоском великан басом начал расспрашивать маленького человечка, а тот – отвечать ему тоненько и нежно.

- Где ты живешь? – прогремел Великан.

- В цветке ландыша, - нежно зазвенело в ответ.

- С кем ты дружишь? – снова раздался громовой вопрос.

- С Дюймовочкой…

Можно придумать дальнейший диалог и исполнить его, не забывая о том, что Великан говорит громовым басом, а сказочный Малютка – высоко, нежно.

Можно произвольно изменять голос с более низкого на более высокий. Проделав этот путь голосом несколько раз, убедитесь в новом свойстве звука: каждый музыкальный звук обладает высотой. Именно она отличает один музыкальный звук от другого, и любой шумовой от музыкального.

Прочтите детям сказку про девочку Ксюшу, кошку и пианино, чтобы ребенок понял, какие звуки называются высокими, а какие низкими.

Жила-была на свете одна девочка, звали её Ксюша. Как-то подарили её пианино на День рождения. А она играть не умела и начала стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Опечалилась Ксюша и пошла спать. Уснула Ксюша и приснился её удивительный сон.

Будто дома она да Кошка, и сидят они у окошка.

А за спиной: «бум-бум!»

Обернулась Ксюша, услышав шум,

Видит – пианино шагает,

Крышку, как рот, открывает.

А под крышкой – клавиши в ряд, словно зубы торчат.

Вот-вот сердитое фортепиано проглотит девочку Оксану.

Ой! Как же они испугалась! Хотела убежать да не может.

Но тут кошка на клавиши прыг! И чудо случилось вмиг!

Мурка по клавишам идет, а пианино поет, поет.

Мурка неслышно ступает, а пианино ей ласково отвечает.

Тут вдруг чудо случилось – кошка вдруг говорить научилась:

«Мяу, все тебе расскажу, хочешь – секрет покажу!»-

Ксюше она говорит и заглянуть в пианино велит.

Сама же хвостом виляет, клавиши лапками нажимает.

Налево Мурка пойдет – низким голосом пианино поет,

А если повернет правее – звуки все выше, нежнее.

В пианино заглянула Ксюша, так и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзиди целый ряд струн, да все разные!

У струн коротких и тонких голос высокий с стройный!

А чем толще, длиннее струна – тем ниже звучит она.

Клавишу Мурка нажимает – молоточек по струне ударяет,

Струна звенит, поет, Мурка дальше идет.

Думает девочка Оксана: «Совсем нестрашное фортепиано!

Надо только его не бить, кулаками по нему не колотить,

А бережно клавиш касаться – вот оно и не будет кусаться».

Тут наступило утро, и сон прервался. Ксюша встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн. (Е. Королева)

У рояля много клавиш! Ты их все звучать заставишь!

В крайних слева бас гудит, будто он всегда сердит.

В крайних справа звук высок, будто птичий голосок.

В средних клавишах как раз тот же голос, что у нас. (Н. Кончаловская)

Длительность звука и чувство ритма.

Из высоких и низких звуков складывается мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки.

Но любая мелодия покажется малопривлекательной, если звуки, её составляющие, будут одинаковы по своей продолжительности.

В музыке мы можем услышать такую же ритмичность: длинные, короткие, средние по длительности звуки равномерно, упорядоченно чередуются, образуя красочные ритмические узоры, или, как принято говорить у музыкантов, ритмические рисунки.

Длительность – одна из важных особенностей звука. Чередование звуков различной длительности образуют ритмический рисунок.

Елена Алексеевна Королева придумала интересную сказку, в которой рассказывается, как дружно жили и не тужили в семье разные длительности.

Жила-была большая дружная семья:

Прабабушка, две бабушки, мамы с папами и ребятишки.

Они все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы веселее было гулять, придумали ребята себе занятие: считать шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырех. Думали они, думали, как им удлинить счет, и придумали: после каждой цифры решили ребята добавлять букву «и». Сказано – сделано.

По дороге бегут ребятишки и считают шаги шалунишки.

А выходит у них вот так: раз и, два и, три и, четыре и,

Видишь, как быстро они бегут.

Мамы с папами их увидали и шаги свои вмиг сосчитали:

Раз и, два и, три и, четыре и, вот что у них получилось.

Ну и бабушки, чтоб не отстать, тоже стали шаги считать.

Вот так: раз и, два и, три и, четыре и.

Тут прабабушка тихо сказала: - А я тоже шаги сосчитала:

раз и, два и, три и, четыре и!

ой, как медленно шла она!

Гуляли они, гуляли, считать шаги устали и пошли домой отдыхать.

Значит сказку пора кончать.

Если малышу трудно понять и запомнить название длительностей, можно для обозначения коротких и длинных звуков использовать другие условные знаки. Долгий звук выразить в виде длинной вертикальной полоски, короткий – полоски меньшего размера.

Или для обозначения длинного звука можно использовать овал незакрашенный, а короткие звуки будут представлять собой такие же овалы, только заштрихованные.

Вместо счета некоторые педагоги предлагают использовать ритмо-слоги. Так, например, продолжительный звук обозначается слогом «та», а более короткий слогом «ти».

Чтобы лучше разобраться в том, как складывается ритмический рисунок, можно представить длительности в виде равномерных шагов: равные шагу – четверти,

Равные двум шагам – половинные, равные четырем шагам – целые.

Шаг можно заменить слогом «та». Получается:

Та та та та – за 4 шага – 4 слога «та»

Та-а та-а за 4 шага – два слога «та»

Та-а-а-а за 4 шага – 1 длинный слог «та».

Более мелкие длительности звуков, например, когда на один шаг приходится две длительности, обозначают слогом «ти»: ти-ти ти-ти ти-ти ти-ти за 4 шага – 8 коротких слогов «ти».

Тембровая окраска и тембровый звук.

Теплый – холодный, жесткий – мягкий, легкий тяжелый, матовый – блестящий… если найдется на земле человек, который никогда не слышал музыки, он вряд ли поверит, что эти слова относятся к невидимому и неосязаемому звуку. Почему мы никогда не путаем голоса знакомых нам людей? Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от другого? Почему звуки высокого регистра в нашем воображении окрашиваются чаще всего в светлые тона, а низкие звуки вызывают ощущение темных, холодных красок?

Это загадка еще одного свойства звука – тембра. Тембр – окраска этим свойством обладает любой существующий в природе звук, и, конечно, звук музыкальный

19 октября 2021 в 11:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.